Колонка редактора

21 ноября 2014 года
И для чего она нужна?

Музыка... Зачем она? Ее нельзя съесть и выпить, нельзя потрогать, она мимолетна. Ее нельзя описать словами, передать кому-то, нельзя купить. Да-да, истинную музыку нельзя купить.

Она очищает душу, снимая ороговевшие оболочки хамства, грубости, серости и повседневного тупого прозябания. В самый неожиданный момент она подкрадывается и извлекает на свет все самое чистое, давно позабытое, погребенное под слоем того, что обычные люди называют "жизнь".

И вот уже секунду назад ничего не подозревавшие люди хлюпают носами от чего? От того, что душа на миг вспомнила - кто она, откуда она, и зачем она здесь, на этом свете.

Для тех, кто умеет ТАК исполнять музыку, конкурсы, регалии, признание неважны. Такой уровень - это уже служение. И неважно, услышат тебя миллионы людей или всего лишь одна душа. Что-то встрепенется и обязательно изменится в ней, и сотни ниточек протянутся через множество жизней. Меняя, меняя, меняя судьбу.

Вот для чего нужна музыка.

Maria 

2 ноября 2014 года
С чего начинается музыка

Недавно наткнулась на свою телефонную книжку времен учебы в академии. Из-за разногласий с педагогом по специальности я училась тяжело. Этот чудесный человек по какой-то необъяснимой причине считал, что главное в музыке - не ошибаться и не фальшивить. И ни в коем разе не путать аппликатуру и штрихи. Из-за этого мы терпеть друг друга не могли, и приходилось в основном учить саму себя.

И вот в телефонной книжке, среди рисунков профиля Паганини , цитат из "Мастера и Маргариты", и, собственно, телефонов, наткнулась на свои размышления. В то время я разучивала "Скерцо-Тарантеллу" Венявского, которая из-за всех манипуляций моего педагога со штрихами и аппликатурой, в моем исполнении звучала как распил дерева на лесоповале. И, как мне кажется, именно тогда я нашла то, что отличает настоящее исполнение от простого путешествия по грифу.

"Аппликатура, интонация? Чушь собачья! В твоем возрасте думать об этом? Вот образ - другое дело. Легкий, светлый, постоянно изменчивый и невероятно мелодичный. Лёгкость - вот самое главное. Никого не волнует, в какой позиции, каким пальцем ты играешь. Да хоть одним! Самое главное - тема должна быть как на ладони. Как драгоценный камень, постоянно переливающийся различными гранями".

К сожалению, здесь меня прервали, поскольку перерыв у симфонического оркестра закончился, и надо было идти выпиливать очередной шедевр. Но основная идея с тех пор всегда со мной - все ради мелодии, ради состояния и настроения. Техника, пассажи, двойные ноты - не самоцель, а лишь краска для того, чтобы оттенить образ (но не забудем, что виртуозное владение ими для музыканта обязательно, то есть "Пилите, Шура, они золотые").

А вот иллюстрация - то самое произведение в исполнении Максима Венгерова. Пьеса - просто чудо.

http://youtu.be/bTDsQD00hUI

Maria 

31 марта 2012 года
Мурашки как признак талантливого исполнения

Заголовок, конечно, смешной. Вот только это правда: музыка, от которой мурашки по коже, почти всегда считается самой лучшей. И наоборот: если исполнение не вызывает мурашек, все. В помойку.

Я вспомнила об этом, когда прослушала исполнение некой песни неким певцом. Знаете, есть такие специализированные форумы для музыкантов, где можно выкладывать свои записи, а пользователи их обсуждают.

Я на такие форумы не ходок. Во-первых, "а судьи кто?". Выучив пару-тройку вокальных терминов хорошим вокалистом можно и не быть, зато это позволяет хорошо загибать пальцы. Во-вторых, это отнимает очень много времени. Тусоваться на форумах гораздо проще, чем учить нудные упражнения. В общем, лично мне это не нужно.

Но так вышло, что я-таки прослушала песню, которой восхищались пользователи. Песню, исполненную "Тем самым N", знаменитым не на одном вокальном ресурсе, с соответствующей аватаркой (в клубах дыма и с микрофонной стойкой промеж ног), который аккуратно отвечал на все комментарии, сыпал терминами, которых даже я не знаю, и всячески демонстрировал свою компетентность.

Да, спето неплохо. Но и ничего особенного. Во-первых, где мои мурашки? Их нет. :-))) Я стала задаваться вопросом "Почему".

Голос - приятный тенор. Но нет в нем полетности, нет энергетики, присущей, к примеру, тому же Кипелову, нет яростной удали, нет... Жизни? Да, пожалуй, жизни нет. Есть форманты, диафрагмы, пение в масочку, ноты, опоры. Все есть. Жизни нет.

Зато каков пиар! Как угодливо пользователи пишут "Это же тот самый N"!!! А все почему? Потому что когда другие тратят свой талант на улучшение голоса, на поиск новых приемов, на битье головой об стену с вопросом: "Как сделать свой тембр лучше, пение свободнее, а жизнь красивее", да и просто на вдохновенную лень, эти люди работают. Вкалывают, как папа Карло. Работают над своим имиджем.

Выучив пару-тройку приемов и несколько терминов, они плотно сидят в сети. Изредка записывают дома свои демки под минуса, выкладывают их, и общаются. Им не нужен полет вдохновения, сойдет и просто крепенькая троечка, им не нужно бесконечно работать над голосом, достаточно того, что они чуть-чуть поют. Их любят не за это. Ведь можно петь гениально, но для сковородок на кухне. А можно петь плохонько, но очень хорошо общаться с другими людьми. Веско, авторитетно, профессионально. И все поверят, что ты - певец от Бога.

А мурашки... Да кому они нужны-то? 

Maria 

18 сентября 2011 года
Смысл жизни

Очень часто приходится слышать: «Ребенок в одиннадцатом классе, надо куда-то поступать, а он ничего не хочет. Мы не знаем, что делать, что выбрать, куда его пристроить!». Мое всегдашнее циничное: «Мальчика - в армию, девочку – в уборщицы»  сегодня оставлю в стороне. Хотя считаю, что некоторые люди именно в этом качестве принесут обществу максимум пользы.

К слову о пользе. Я большая поклонница викторианской литературы, и, читая английских авторов 19 века, постоянно сталкиваюсь с интересным термином «полезность». Видимо, в то время считалось добродетелью приносить людям пользу. Жаль, что сейчас наше общество не просто не ориентировано на эту добродетель, но давным-давно забыло о подобном слове.

Почему-то сейчас все хотят быть крутыми, а о том, какую пользу они принесут людям, прожив свою жизнь, не думают. Никчемность – вот отличительная черта людей нашего времени. И не считается позорной мечта о теплом местечке, где можно тихо и мирно жить за счет других людей. Девушки как одна хотят быть принцессами, и редко кто хочет быть просто хорошей матерью, про мужчин и отцовство я вообще лучше не буду упоминать.

Почему все это я поместила в «Колонку редактора»? Большинство современных творческих людей стремятся увековечить свое имя, заработать все деньги мира, примелькаться по телевидению. И редко кто стремится быть полезным слушателям, редко кто задумывается: «А о чем я пою, что я несу людям?».

Согласна, деньги платят за хиты, и не платят за высокие идеи. «Спасибо» сосуды не расширяет. Но разве в этом суть? Разве не почетнее быть образцовым служащим, чем никчемным музыкантом, вечно играющим чужие перепевки? Боюсь, сейчас это звучит по-настоящему смешно, нравоучительно и занудно.

А жаль… Ведь многие из нас ищут смысл в жизни. И почему бы не сделать ее смыслом желание приносить пользу окружающим? 

Maria 

12 сентября 2011 года
О творчестве и творческих людях

Недавно мне дали посмотреть рисунки девочки-подростка (она учится в художественной школе), и спросили мое мнение о них. Я подумала, и пришла к выводу, что это – рисунки человека, начисто лишенного воображения. Ведь это были довольно жалкие копии фэнтезийных картинок и еще что-то в этом же духе. Подумав еще, я пришла к неожиданному выводу, что, наверное, существует ряд людей, у которых образы и чувства не рвутся наружу, не ищут выхода в творчестве. Да и вообще, в принципе их никакие образы не тревожат.

А ведь раньше я считала, что все люди рождаются с творческим потенциалом, который при желании всегда . 

И я с удивлением осознала, хотя всю свою жизнь придерживалась другого мнения, что надпись в музыкальной школе, где я училась - «Музыкантами не рождаются, музыкантами становятся» в корне не верна. Музыкантами рождаются!

Точнее, люди творческие таковыми рождаются. Люди творческие – это те, у кого образы и чувства просят выхода наружу. Причем просят настоятельно, так, что человек может даже заболеть, если не будет иметь возможность выразить их. И заметьте, я совсем не употребляю выражение «самовыразиться».

«САМОвыражение» - это выражение себя любимого, в то время как творческий человек выражает «образы», которыми он, в силу своей особенности, периодически переполняется. Образы приходят помимо воли и ниоткуда к тем, кто от рождения способен увидеть «небо в чашечке цветка».

Прочие же люди как раз пытаются заниматься «самовыражением». Это когда «А не спеть ли мне песню?». А не спеть! Иногда надо посмотреть в зеркало, и честно самому себе сказать: «Ну вот не прет меня, и все. И все стихи мои и песни бездарны. И я принесу гораздо больше пользы на своем рабочем месте, честно выполняя свою работу, и все меня будут уважать за это. Если же я посвящу свою жизнь написанию стихов «в таком-то стиле», уважать меня все равно никто не будет» (к Чижу все вышесказанное не относится, заметьте!).

Вот так меня осенило одним осенним холодным вечером. :-) 

Maria 

3 сентября 2011 года
Первая запись

Ох и нелегкое это дело - быть библиотекарем! Мы шли к открытию этого сайта долгих два года. А все почему? Потому что объем работы гигантский, а библиотекарь один. Все надо было упорядочить, каталогизировать, подписать и переподписать.  Но все это позади, и я рада приветствовать вас на сайте. Обновления планируются каждую неделю, следите за новостями.

Так же я всегда открыта для общения - пишите ваши отзывы, вопросы и предложения, они не останутся без внимания.

Maria