Волшебная теория музыки

Предисловие

Когда я учила "Элементарную теорию музыки", название этого предмета казалось мне насмешкой: какая же она элементарная? Трудная и нудная - это больше похоже на правду. А ведь ее, эту самую нотную грамоту, учат даже очень маленькие дети. И когда у меня появился собственный ребенок, я всерьез задумалась над вопросом: как же объяснить теорию и нотную грамоту маленькому ребенку, чтобы было интересно, и не отбило охоту учиться дальше? Систем, конечно, море, но у меня появилась своя собственная, волшебная, понятная даже самым маленьким детям, ведь она написана в форме сказки. Только, конечно, иллюстрировать ее надо настоящими нотными примерами. Итак,

Глава 1

Давным-давно в далеком королевстве, которое называлось Гармония, жила нота. Она была большая, белая, круглая и веселая. Звали ее "нота целая", и "целая" была ее фамилия, которая на нотном языке называлась "длительность". Нота очень любила петь, голос у нее был низкий и гулкий, и она могла целыми днями тянуть один длинный звук.

Жила она, горя не знала, и вот в свой срок родились у нее две дочки: большие, белые, круглые и со штилями. Штили - это такое специальное украшение для нот. Дочек звали "ноты половинные", и были они пошустрее и порасторопнее своей мамы. Они тоже любили петь, хотя и не могли тянуть звуки так же долго, дыхания у них не хватало.

Время шло, шло, и у них родились дочки, и нота целая стала, наконец, бабушкой. Внучки были маленькие и быстренькие, очень похожие на своих мам, только черненькие. И тоже со штилями. У каждой дочки оказалось по две внучки, всего четыре. И назвали их "ноты четвертные", а в семейном кругу их называли "четвертушки-вертушки".

Как же в семье стало весело, когда они все вместе собирались у очага! Они очень любили петь хором, и бабушка-нота выводила низким голосом "Боммм", а ноты-дочки пели контральто "Боммм-бом", а четвертушки пели звонкими веселыми голосами "Тили-бом, тили-бом!".

Тем временем вертушки все вертелись-вертелись, шустрили-шустрили, и тоже обзавелись потомством. Вообще, в их семье было принято делиться на два, поэтому неудивительно, что и правнучек у бабушки стало восемь. Они были очень шустрые, быстрые, крикливые, со штилями и с хвостиками. И звали их "ноты восьмые". Они так мельтешили, так быстро водили хороводы, что хвостики в глазах всех, кто их видел, иногда сливались в одну сплошную линию, и тогда родные говорили, что восьмушки стали "под ребро".  В хоре они пели "Дили-дили-дили-бом, дили-дили-дили-боммм!".  И вот что удивительно: ноты пели так красиво, что их стали приглашать петь при дворе.

Однако вернемся к нашей сказке. В сказочном нотном королевстве время летело быстро, восьмушки никому не давали покоя, без конца бегали туда и сюда, и неудивительно, что семейство ноты-бабушки пополнилось еще раз.

Праправнучки были уж совсем скоростные, у них были и штили, и целых два хвостика у каждой, они развевались от порывов ветра, а сами ноты были черненькие, как их мамы. Всего их было шестнадцать, поэтому их так и стали называть "ноты шестнадцатые". Они тоже частенько становились "под ребро", и водили хороводы, от которых головы более осмотрительных родственников кружились не на шутку. Пример их пения привести на бумаге сложно, а дотошным читателям рекомендую самим отправиться в королевство Гармонию и послушать, как замечательно поет большой и дружный нотный хор.

И конечно, без труда можно догадаться, что если семья захочет увеличиться еще раз, то следующих детей назовут "ноты тридцать вторые", "ноты шестьдесят четвертые" и так далее. 

В семье ноты-бабушки существовало предание, что когда-то давным-давно была еще какая-то прародительница, "нота бревис", певшая так долго, как целых две ноты-бабушки, к тому же она была квадратной формы, но ее что-то давно уже не было видно. Мелюзга-шестнадцатые совсем не верили в ее существование, но очень любили играть в ноту-бревис, становясь "под ребро" по восемь штук, и пытаясь двигаться хоть чуточку помедленнее. Но у них, конечно, ничего не получалось. 

Глава 2

Как и в любом королевстве, в Гармонии были свои король с королевой. Звали их король Ритм и королева Мелодия. Когда-то давным-давно, королева Мелодия пленилась бравой выправкой и лихими усами гусара Ритма и вышла за него замуж. Ритм оставил военную службу, и всего себя посвятил управлению государством.

Перво-наперво он постановил, что подданные-ноты должны жить в домах, дома стоять в кварталах, а кварталы составлять деревушки, поселки, а иногда и целые города. Если быть точнее, то на нотном языке деревушки назывались "Пьесы", "Музыкальные отрывки", а города носили название "Произведения".

И правильно, нечего нотам просто так разгуливать по всем пяти линеечкам, которые назывались "нотный стан", и ходить друг к другу в гости, когда и как кому вздумается. И тут же начали строительство домиков волшебного типа.

В каждом домике могло жить только четыре ноты, но это сначала, потом уж вышло послабление. Каждый домик назывался "такт", и был огорожен забором "тактовой чертой". И посмотрели бы вы, как замечательно стояли на лугах и полях нотного стана одинаковые и ровные домики-такты! Новенькие, еще пахнущие деревом, ровно на четыре ноты. В конце каждой деревни или города была двойная тактовая черта, чтобы дикие звери и непрошеные гости не мешали жить честным гражданам.

Но этого королю Ритму показалось мало. Так как страна была поющей, и подданных было множество, все пели без порядка. В каждом домике выводили рулады кто как мог. И тогда король назначил ответственным за стройное пение дирижера Метра. 

продолжение следует